Многолетний, вечнозелёный, полупаразитный, шарообразно-ветвистый кустарничек высотой 20-120 см и диаметром от 20-30 см до 100 и более. Поселяется на ветвях многих лиственных, реже хвойных деревьев (дуб, берёза, яблоня, груша и проч.).
Омела белая растёт в западных и южных районах Европы, СНГ, на Кавказе. Также она встречается в юго-западных, центральных и южных регионах европейской части России, в Беларуси, на Украине (чаще всего – в Крыму).
Родственница омелы белой – омела окрашенная (V. coloratum Nakai) – обитает на Дальнем Востоке. Они очень похожи, вот только у омелы окрашенной желто-оранжевые ягоды.
Обычно омела белая обитает высоко в кронах, влагу и питательные вещества берёт изнутри дерева, на котором растёт, запуская свои корни глубоко под кору хозяина .
Много легенд и преданий гуляет по свету о колдовских свойствах омелы белой. Например, древние считали, что семена омелы падают с небес на стрелах молний. Также считалось, что омела белая символизирует сущность жизни, божественную субстанцию, панацею, бессмертие. Будучи ни деревом, ни кустом, омела олицетворяет все, что является ни тем, ни другим . Расширяя это понятие, она символизирует свободу от ограничений. Человек, находясь под омелой, становится свободным от ограничений, но не имеет защиты и вступает в мир хаоса. Омела является Золотой Ветвью друидов и Энея и олицетворяет женский принцип, противопоставленный мужскому в образе дуба. Она символизирует новую жизнь и возрождение во время зимнего солнцестояния. Предания гласят, что омела родилась от удара молнии в ветвь дуба и, таким образом получила дополнительные духовные качества. Сок ее ягод - пища для тела и духа. Омела белая ассоциируется с норвежской богиней Бальдур.
Популярная и ныне традиция - целоваться на Рождество под ветками омелы - по некоторым мнениям, берёт начало в древнескандинавской мифологии, где омела находилась в подчинении богини любви, красоты и плодородия Фрейи. Другие исследователи считают, что эта традиция происходит из свадебных церемоний, которые обычно отмечались во время сатурнианских зимних празднеств в Древнем Риме - на их месте с приходом Христианства стали отмечать Рождество. Воины-враги, встретившись под омелой, должны были сложить оружие до конца дня.
Существует и ещё одна легенда, которая более близка к настоящему времени – о том, как Николая Васильевича Гоголя опоили омелой.
Родовое имение Гоголя - Васильевка находится на Полтавщине, в одном из самых красивых мест округи. По красоте здешних мест Гоголь тосковал всю жизнь, описывая их в своих литературных трудах. Самым примечательным местом в имении был большой пруд, окружённый роскошными ивами и тополями-осокорями, похожими на сказочных великанов. Осокори обвивала омела белая. За прудом начинались заповедные леса - знаменитая Яворивщина. По преданию, влюблённая в юного Николая Гоголя крепостная напоила его приворотным зельем из омелы. Не совсем удачно девушка приготовила напиток - любовь не родилась. Возникло пристрастие к живой природе, равное обожествлению. Николай Васильевич стал самым романтическим писателем 19 века, ибо понимание необъяснимых тайн природы далось ему легко.
|