Нарушает ли генетическая модификация природу спортсмена?
Э. Миа сравнивает генетическую модификацию и зачатие in vitro: несмотря на то, что процесс зачатия искусственен, результат, родившийся человек, соответствует всем нормам природы. То же касается и генетической модификации спортсмена: хотя процесс имплантации генов искусственен, моральная ценность индивида при этом нисколько не страдает. В случае модификации генома этот аргумент получает еще большее значение, так как происходит наследование приобретенных в результате генетической модификации качеств. Генетическая модификация эмбриона также не может рассматриваться как нарушение законов природы, поскольку на этой ступени развития нельзя говорить о нарушении естества, ведь организм еще не сформирован.
Фармакогенетические модификации и модификация соматических клеток, действительно, позволяют говорить о нарушении естественного процесса природы, так как изменяются уже сформировавшиеся клетки. Однако, с точки зрения автора, такие изменения сопоставимы с использованием лекарств. Э. Миа полагает, что при правильном понимании и использовании в спорте генетическая модификация будет безопасной и этичной биотехнологией.
Генетическая модификация и нечестность. Существует негласный договор, ограничивающий применение средств, изменяющих естественное равноправие спортсменов. К таким средствам относится как раз допинг. Считается, что такой договор обеспечивает соблюдения правил честной игры, когда каждый спортсмен использует только те способности, которые даны ему природой. Но даже в спортивной среде, полагает Э. Миа, существует генетическое неравенство между людьми, которое отражается, к примеру, в весовой дифференциации спортсменов.
Автор убежден, что генетическая модификация не нарушит правила честной игры, напротив, она не только позволит сравнять шансы генетически более одаренных спортсменов с менее одаренными, но и будет способствовать тому, чтобы большее число людей занималось спортом.
Генетическая модификация и допинг. В настоящее время ВАДА и Международный олимпийский комитет рассматривают генетическую модификацию как новую форму допинга. По мнению Э. Миа, подобная позиция неверна изначально, поскольку представляет собой недопустимое упрощение. Во-первых, генетическая модификация - более сложная биотехнология, чем допинг. Во-вторых, широкое распространение генетической модификации вне спорта, как считает автор, неизбежно станет основанием для ее легализации в спорте. Например, модификация генома передается по наследству, поэтому со временем те люди, которые наследуют от родителей модифицированные гены, будут лишены возможности участвовать в спортивных соревнованиях. Наконец, вполне вероятно, что технология генетической модификации скоро станет безопасной, тогда запрет на ее использование в спорте можно будет рассматривать как ограничение прав спортсменов.
Э. Миа убежден, если выбор спортсмена останавливается на генетической модификации и этот выбор не наносит вред окружающим, то не существует причин, чтобы считать его нелегитимным. Автор согласен с тем, что использование генетической модификации в спорте требует тщательного этического анализа, но запрет генетической модификации невозможен без серьезных философских, этических и эмпирических оснований.
По мнению Э. Миа, использование биотехнологий изменит привычный образ спорта. Скажем, соревнования с участием генетически модифицированных спортсменов станут, возможно, более зрелищными в сравнении с состязаниями спортсменов, которые пользуются лишь данными природой способностями. Вместе с тем, биотехнология даст возможность многим людям приобрести качества, необходимые для плодотворного занятия спортом, а профессиональным спортсменам - значительно продвинуться в достижении новых рекордов. В результате новые биотехнологии сделают спорт более гуманным видом деятельности.
Автор полагает, что замалчивание проблемы биотехнологий в спорте недопустимо. Обсуждение новых этических проблем, которые представлены в данной книге, необходимо начинать уже сегодня. Ведь прежде чем что-либо отвергать, следует сначала это понять. |