Развитие техники и биологии не только расширяет возможности человека и увеличивает его силы, но и ставит вопрос о сущности человечности, которая рассматривается как условие самоидентичности человека. Речь идет прежде всего о проблеме личности: каковы индивидуальные механизмы, определяющие моральность поступка, и в чем ценность того, чтобы быть человеком? Э. Миа обращается к учению о сущности человека в философии. Он использует как классические, так и современные тексты философии: базовые представления о личности он развивает на основе идей Канта и Локка, а для локализации проблемы в рамках спортивной темы Э. Миа обращается к теории личности современных авторов, в частности, Ч. Тейлора.
На практике профессиональные спортсмены в своих действиях, конечно, руководствуются фактическим спортивным результатом. Единственным регулятивом для них, как полагает автор, являются объективные условия, которые могли бы запретить или, напротив, оправдать использование генетической модификации. Эти условия он, вслед за Тейлором, определяет как горизонты смысла. Наиболее важные спортивные горизонты смысла, с точки зрения Э. Миа, могут быть установлены через определение границы, разделяющей лечение и совершенствование, и оценку вреда, который может возникнуть в результате использования новых биотехнологий.
Основанием для того, чтобы спортсмены использовали генетический допинг, полагает автор, может стать условность границы между болезнью и здоровьем в современной медицине. Хотя спортивная администрация занимает консервативную точку зрения, настаивая на том, что недопустимо применять лекарства в немедицинских целях, в современной ситуации, по мнению Э. Миа, определения понятий здоровье и болезнь неоднозначны. Понятие болезнь опирается на биологический детерминизм, считающий болезнь лишь нарушением биологических показателей организма, а лечение - устранением плохих показателей. Автор, напротив, развивает теорию, согласно которой многие расстройства приобретают статус болезни вследствие социальных причин *.
Разграничение болезни и здоровья на основании биологических симптомов, считает автор, часто не учитывает социальную природу многих болезней. Поскольку нормы спортивной этики основываются на нормах этики медицинской, эта же проблема возникает и в случае с генетической модификацией, ведь применение биотехнологий открывает большие возможности не только для совершенствования, но и для лечения, и различить две эти формы использования биотехнологии будет очень сложно.
Э. Миа полагает, что нормативный подход медицинской этики, взятый на вооружение ВАДА, следует дополнить принципами социального конструктивизма и рекомендует спортивной администрации принимать во внимание мотивацию, которой следуют спортсмены в своих поступках. Он считает, что допустимы любые формы генетической модификации в спорте в том случае, если они безвредны, но обращает внимание на то, что необходима биоэтическая экспертиза всех видов модификации генов. В своей книге Э. Миа предлагает собственную этическую и биоэтическую оценку различных видов этой биотехнологии.
|