В качестве лекарственного растения иссоп известен по крайней мере со времен Гиппократа (около 460 – 377 гг. до н.э.), упоминавшего его в своих трудах. Использовали его Диоскорид (около 40 – 90 гг.), Авиценна (около 980 – 1037 гг.) и многие другие не менее известные врачи. Например, в “Каноне врачебной науки” Авиценна описывает иссоп как “горячее”, разжижающее и разрыхляющее средство, и рекомендует его к применению в следующих случаях: для разжижения молока у кормящих матерей, при “закупорках” в легких у пожилых людей, при запорах, в качестве болеутоляющего, для изгнания болезнетворных “материй” из головы, в том числе при потере памяти и эпилепсии, при куриной слепоте, при астме, плеврите, воспалениях дыхательной системы, при болезнях печени и мочевого пузыря, при гинекологических заболеваниях, приводящих к бесплодию, в стоматологии. Кстати, почувствовать горячую природу иссопа очень легко. Достаточно пожевать его листья, чтобы ощутить во рту тепло.
Гораздо позднее, уже во Франции, монахи-картезианцы на основе многих лекарственных трав и спирта создали эликсир долголетия . Напиток пользовался огромным успехом за свои целебные свойства. Святые братья постоянно совершенствовали его, и в результате в 1764 году на свет появился знаменитый ликер Зеленый шартрез . Рецепт травяного настоя до сих пор свято охраняют трое отцов-настоятелей монастыря, но наверняка известно, что одной из основных трав, используемых при его изготовлении, является иссоп.
На месте, где якобы распяли Иисуса, Император Константин построил храм, куда в течение нескольких столетий толпами стекались паломники. В храме (в 614 г. его разрушили персы) кроме названных выше реликвий были выставлены напоказ такие сокровища, как блюдо, на котором якобы лежала голова Иоанна Крестителя, ониксовый бокал с Последней вечери и иссоп, на котором поднесли ко рту Иисуса губку, пропитанную уксусом.
|